ИГРОВАЯ ШКОЛА МЫШЛЕНИЯ

 

Хлапова И.С.

педагог-психолог МБДОУ д/с № 34

г. Белгород

 

 Скачать Конспект:

word

 

Подготовка ребенка к жизни в современных условиях предполагает развитие в полной мере его внутреннего потенциала, то есть выявление и совершенствование всех его способностей:

  • для взаимодействия с людьми —    коммуникативных способностей;
  • для регулирования своего поведения и деятельности – регуляторных;
  • для взаимодействия с объектным миром — умственных способностей, которые включают познавательные (сенсорные и интеллектуальные) и творческие способности.

В работах ученых дошкольное детство определятся как период, оптимальный для высоких возможностей умственного развития. Недостатки при этом трудно компенсируются в более старшем возрасте и оказывают отрицательное влияние на дальнейшее развитие ребенка. Как будет мыслить взрослый человек, напрямую зависит от того, как были использованы ресурсы умственного развития дошкольного периода. Чтобы  формирование умственных способностей было полноценным, необходимо постоянное умелое руководство со стороны взрослых. При этом, как подчеркивал российский ученый, специалист в области возрастной и педагогической психологии Н.Н. Поддьяков, надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний.

Особенность умственного развития ребенка дошкольного возраста – преобладание образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения. Для их возникновения и формирования дошкольный возраст обладает особыми возможностями. Поэтому развитие умственных способностей дошкольника – это, прежде всего, формирование его восприятия, образного мышления и воображения, которые взаимосвязаны между собой. Этому и должна быть в значительной мере посвящена образовательная деятельность педагогов.

Недостаточность развития наглядно-образного мышления приводит к трудностям в формировании словесно — логического мышления, необходимого уровня формирования понятий, обобщающей мыслительной деятельности, функций анализа и синтеза. Подчеркивая значимость наглядно-образного мышления, ученые относят его к «первому, цокольному этажу общего здания человеческого мышления».

Исследования экспериментально доказали, что ребенок дошкольного возраста способен решать сложные интеллектуальные задачи посредством особого рода схематических представлений — «наглядных моделей», а овладение действиями наглядного моделирования является основой формирования общих умственных способностей в дошкольном детстве.  Поэтому роль взрослого состоит в максимальном обогащении этого процесса.

Моделирование – это наглядно-практический метод обучения, позволяющий обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях и скрытых характеристиках предметов, объектов окружающего мира, о связях и отношениях, имеющихся между ними.

Представление скрытых сторон ситуации с помощью наглядных моделей создает предпосылки «отрыва» действий от модели и от оригинала и осуществления их в плане представлений, что ведет к способности решать задачи «про себя», «в уме», то есть во внутреннем плане.

«Формирование умственного плана действий», «способность действовать в воображаемой ситуации», «преобразовывать действительность в плане представлений» А. В. Запорожец, крупнейший советский ученый, расценивал как «важнейший сдвиг в психологическом развитии детей», а наглядно-образное мышление — как «центральное новообразование всего дошкольного детства».

Формирование наглядного моделирования осуществляется путем обучения детей выполнению действий замещения, построения и использования материальных (предметных и графических) моделей с созданием условий для последующего переноса усвоенных внешних действий в умственный, внутренний план.

Уже в младшем возрасте у детей формируется предпосылка построения моделей — способность к предметному замещению. Сначала предметно-манипулятивная, а затем сюжетно-ролевая игра выступают как психологическое условие возникновение представлений, плана воображения. На рубеже трехлетнего возраста первоначальное замещение возникает в детской игре, когда брусочек начинает обозначать кусок мыла, а палочка — ложку и пр. Дальнейшее совершенствование связано с такими формами замещения, в которых заместитель имеет смысловую связь с замещаемым объектом. С трехлетнего возраста наглядное моделирование может быть использовано как средство перевода детей от наглядно-действенного решения задачи к наглядно-образному.

Средний возраст — начало сенситивного периода развития знаково — символической функции сознания, это важный этап для умственного развития в целом и формирования готовности к школьному обучению. С 4-5 лет образы и представления становятся «основным средством решения познавательных задач» (Л.А. Венгер).

В старшем дошкольном возрасте на основе восприятия детьми разнообразных знаков и символов расширяется их образное представление, формируются механизмы декодирования-кодирования знаково-символической информации, развивается ассоциативное восприятие и визуальное мышление (способность к придумыванию и прочтению символических образов), создаются предпосылки для развития начал абстрактно-логического мышления. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления.

Метод моделирования можно с успехом применять во всех образовательных областях дошкольного воспитания как в непосредственно образовательной, так и в совместной и самостоятельной деятельности ребенка с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников.

Условно можно выделить этапы, включающие последовательное развитие умений моделирования: от совершенствования действий замещения — к использованию готовых моделей (предметных и графических) и далее к опосредованному моделью решению интеллектуальных задач.

 

I этап. Овладение действиями замещения.

Замещение это использование при решении разнообразных умственных задач условных заместителей реальных предметов и явлений. В роли заместителя могут выступать предметы, предметные изображения, силуэты, контуры предметов, пиктограммы, геометрические фигуры, цветные пятна и пр.

Овладение действиями замещения предшествует овладению действиями моделирования и лежит в их основе. Основная задача на этом этапе – научить детей правильно использовать заместители, устанавливать отношение «обозначаемое – обозначающее». Ведущая роль на этом этапе принадлежит взрослому. Он знакомит детей со способами замещения, помогает понять его принцип: заместители обладают теми же признаками и свойствами, что и реальные предметы.

С детьми младшего дошкольного возраста используются два вида замещения:

  • замена реального предмета схематическим изображением, где соблюдается принцип сохранения формы;
  • замена реального предмета какой-либо геометрической фигурой – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, где соблюдается принцип сохранения цвета или размера.

Примеры развивающих игр, игровых упражнений и заданий на I этапе.

Игра «Что это?» (с 2-х лет).

Карточка разделена на две части. На одной изображен реальный предмет (например – паровоз, солнце, домик, елка), а рядом схематическое изображение этого предмета. Дети называют предмет, изображенный на карточке, рассматривают его отдельные части: колесо, труба, окно, лучики и т.д. Затем педагог обращает внимание детей на схематическое изображение и сравнивает его с реальным предметом.

Так ребенок запоминает, а затем и узнает реальный предмет в схематическом изображении.

 

Игра «Лото» (с 2-х лет)

Такая же карточка, как и в первой игре. На одной части изображен реальный предмет, другая часть пустая. Перед детьми отдельно лежат карточки со схематичными изображениями предметов. Ребенок должен подобрать модель к  реально изображенному предмету.

Игра «Угадай» (с 2-х лет)

Перед ребенком расположены схематические изображения различных предметов (неваляшка, круг, зонтик, ежик, гриб, часы). Малыши должны угадать, что изображено на карточке.

 

Игра «Волшебные превращения» (с 3 лет)

Чтобы активизировать внимание детей, заинтересовать их, вводится персонаж – «Сказочница», от имени которой проводятся игровые задания. «Сказочница» приносит «волшебные» кружки (набор заместителей – зеленых и желтых кружков) и картинки солнышка и крокодила. Предлагает спрятать солнышко и крокодила от «злого волшебника», превратив их в кружки. Для этого нужно выбрать кружки так, чтобы только нам сразу было понятно, какой кружок – солнышко, а какой – крокодил.

Если на первых порах дети затрудняются выбирать заместители самостоятельно, взрослый помогает: «Видите, этот кружок зеленый, как крокодил. Он и будет крокодилом. А этот будет солнышком – он такой же желтый, как солнышко».

Замещение  по цвету.

 

 

Далее проводятся аналогичные игры. На первых занятиях число кружков не более двух-трех должно совпадать с количеством замещаемых объектов. По мере освоения вводятся лишние кружки, чтобы ребенок сам выбирал нужные. Увеличивается и количество замещаемых объектов.

Замещение  по величине.

Замещение  по форме.

 

 

 

 

 

 

 

Игра «На что похоже?» (с 3-х лет)

На листе бумаги, картона, в верхней части нарисована схема — модель. К ней дети подбирают несколько похожих на эту схему изображений предметов. Например, схема-модель: круг. К этой схеме малыши  подбирают  картинки – мяч, солнышко, воздушный шарик, божья коровка, кольцо. Схема-модель – квадрат. Какие картинки подходят к этой схеме? Кубик, квадратная пуговица, флакон духов. Схема-модель – треугольник: ель, ракета, формочка, призма. Другие схемы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Картинки с изображением предметов:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Отгадай фигуру» (с 3-х лет)

Взрослый показывает детям набор геометрических фигур. Ребята отмечают, что фигуры разные: есть треугольники, квадраты, круги. Фигуры разного размера: большие и маленькие, кроме того, они разного цвета: красные, синие, зелёные. Далее взрослый выкладывает 3 большие фигуры разной формы и вынимает 3 картинки: зонт, дом, мяч. Спрашивает, какая из имеющихся фигур похожа на ту или иную картинку. Аналогично, выкладывая большую и маленькую фигуры, например, треугольники, и показывая картинки с изображением мамы и ребёнка, говорит, что любая большая фигура может обозначать взрослого человека, а любая маленькая – ребёнка. Затем выясняют, что если фигура зелёная, то она может заменить зелёный листик, если красная — красный флажок, если синяя – синюю сливу. Затем взрослый  вынимает любую фигуру и показывает, как она может обозначить три различные картинки (если это большой красный треугольник, то под ним размещаются следующие картинки: мама, флажок, зонтик). Игра начинается, каждый ребёнок получает какую-либо фигуру для обозначения, выигрывает тот, кто быстро и правильно выполнит задание. Первый раз взрослый проверяет результаты каждого ребёнка, чтобы убедиться, что условия игры приняты и выполнены. В случае ошибки он ещё раз объясняет задание или просит это сделать ребёнка, который правильно выполнил его. Далее детям предлагается самим придумать, какие другие предметы можно обозначить каждой фигурой.

II этап. Овладение действиями построения модели путем придания заместителям отношений, отображающих отношения замещаемых объектов.

При организации работы по развитию умственных способностей дошкольников учитывается необходимость положительного отношения ребенка к познавательной задаче. Поэтому для основной работы с дошкольниками по обучению наглядному моделированию выбраны русские народные сказки. Сказка — наиболее интересный и доступный материал для развития всех сторон психической деятельности ребенка 3-5 лет. Ее возможности позволяют «поиграть в сказку», проводить «сказочные занятия» с детьми, у которых различный уровень речевого и интеллектуального развития. Сказка отличается четкой структурной организацией, носят цикличный характер – сюжет многократно повторяется с небольшим изменением. Эта особенность сказок позволяет ребенку лучше запомнить сюжет, развивает память. Сказка замечательна  тем, что в ней подробно излагается зримая и конкретная схема последовательно выполняемых действий. Это очень важно для ребенка, ведь чтобы усвоить связь между причиной и следствием, ему необходимо снова и снова прослеживать все последовательные шаги, ведущие от начала пути к его завершению. Игры с героями сказок помогают детям более продолжительное время концентрировать внимание.

Когда выбор заместителей освоен, можно переходить к построению предметных моделей и разыгрыванию с заместителями русских народных сказок. Замещаемыми объектами будут герои сказок, иногда предметы, с которыми они действуют. В качестве символов-заместителей используются геометрические фигуры, своей формой, цветом, размером напоминающие замещаемый предмет. При этом очень важно, чтобы ребенок понимал принцип замещения. Поэтому до начала разыгрывания сказки обсуждается, какой заместитель и почему замещает тот или иной объект. Взрослый читает сказку, а ребенок в это время разыгрывает ее.

В процессе обучения детей умению подбирать заместители и разыгрывать с ними основные действия сказки формируется умение размещать в пространстве заместители и схематические изображения предметов, нужных по ходу действия («декорации»), с учетом последующих событий, которые разыгрываются, то есть формируется умение строить простейшие предметные модели.

К каждой сказке рекомендуется возвращаться несколько раз. В зависимости от того, насколько ребёнок овладел моделированием, изменяется полнота разыгрываемого сюжета.

На первых порах достаточно, чтобы дети поднимали соответствующий заместитель по ходу чтения сказки взрослым. Например:

 

Рассказывание сказки «Три медведя» (4-5 лет)

Цель. Закреплять умение правильно использовать заместители по выделенному признаку. Учить разыгрывать с ними основные действия сказки. Развивать умение соотносить предметы по величине.

Материал. На каждого ребёнка по 3 палочки или полоски разной длины.

Предварительная работа. Разыгрывание кукольного спектакля «Три медведя».

Содержание. При повторном рассказывании сказки предложить трёх медведей заменить тремя палочками разной длины, которые даются каждому ребенку. Дети должны поднимать палочку соответствующей длины, когда в сказке речь будет идти о большом медведе — Михаиле Иваныче, о среднем — Настасье Петровне и о маленьком — Мишутке.

Наиболее простой вид наглядных моделей – модель сериационного ряда.  Сериационным называется ряд, в котором предметы упорядочены по определенному признаку. Наглядными примерами построения модели сериационного ряда может служить разыгрывание сказки «Репка». Введение наглядной модели позволяет детям понять логику сказки.

 

Разыгрывание сказки «Репка» (с 4-х лет).

         Цель. Закреплять умение правильно использовать заместители по выделенному признаку. Учить разыгрывать с ними основные действия сказки.

         Материал. Жёлтый кружок (репка) и шесть полосок разной длины для персонажей сказки.

         Предварительная работа. Разыгрывание кукольного спектакля «Репка».

Содержание. Вместе с детьми  обсудить, кого из героев произведения должна замещать та или иная фигура. Затем предложить самим разложить заместители в нужном порядке. Взрослый рассказывает детям сказку «Репка», а дети постепенно выставляют символы-заместители героев сказки.

Необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент.

 

 

 

 

 

 

После овладения детьми сериационным рядом, расширяется полнота разыгрываемого сюжета: воспитатель рассказывает сказку, а дети выполняют с заместителями все нужные действия (ушел, пришел и т.д.).

 

Игра «Семья» (с 4-х лет)

Цель.  Упражнять в подборе заместителя к персонажу по определенному признаку. Учить с помощью заместителей разыгрывать простой бытовой сюжет, знакомый детям.

Демонстрационный и раздаточный игровой материал. Три кружка (два больших, один маленький) разного цвета. Количество кружков совпадает с количеством замещаемых объектов. Лист бумаги, в разных сторонах которого нарисованы два прямоугольника.

Содержание. «Давайте поиграем в то, как мама с дочкой пошли в магазин. Вот тут у нас будет их дом, а тут — магазин.

У вас лежат кружки. Найдите, какой из них будет мамой, а какой — дочкой».

После того, как дети выбрали подходящие кружки (большой — мама, маленький — дочка), им предлагают повести «маму с дочкой» в магазин, а потом провести обратно домой.

«А теперь мама ушла на работу, а дочка осталась дома».

«Мама вернулась и вместе с ней пришёл папа». Тут нужен второй большой кружок. Если ребёнок сам этого не сообразил, задайте вопрос: «Где у нас папа? Какой кружок подойдёт?»

 

 

 

Во II младшей, средней, старшей группах можно разыгрывать с заместителями русские народные сказки «Колобок», «Волк и козлята», «Кот, петух и лиса» «Маша и медведь», «Лиса и рак», «Заячья избушка» и многие другие. Ребенок может использовать заместители на основе цвета, характерного для внешнего вида персонажа (например, круг красного цвета будет обозначать Красную Шапочку). Возможно также использование символики цвета, когда положительный герой обозначается светлыми тонами, а отрицательный — темными (например, Баба Яга или Злой Волк могут обозначаться черным кругом, а Добрый Молодец — белым).

 

III этап. Использование готовой модели для решения основной задачи.

На этом этапе приступаем к формированию действий по использованию моделей для пересказа.  Дети сначала вспоминают знакомую сказку. Взрослый совместно с детьми строит наглядную модель исходной ситуации сказки. Дети выбирают, какие заместители персонажей и «декорации» нужно выбрать и где их следует расположить. Затем взрослый, перемещая заместители, изображает самые главные события сказки. Дети должны по характеру перемещения персонажей догадаться, какой эпизод знакомой сказки разыгрывается и рассказать его.

На этом же этапе происходит постепенный переход от двигательного моделирования к действиям с моделью, воспроизводящей полностью основную смысловую структуру сказки. Такая модель представляет собой ряд блоков (квадратных или прямоугольных рамочек), соединенных стрелками. Каждый блок соответствует одному из основных эпизодов сказки. В нем размещаются заместители тех персонажей, которые участвуют в данном эпизоде, а также схематически изображаются некоторые «декорации». Стрелки обозначают последовательность перехода от одного эпизода к другому. Такая модель является по сути наглядным планом пересказываемого произведения.

Например, прослушав сказку «Про трех котят» Л.А. Венгера, дети отбирают нужные заместители и разыгрывают основные эпизоды сказки. Каждый отдельный эпизод последовательно взрослый зарисовывает схематично. Затем дети пересказывают сказку по отдельным блокам. Каждая схема делается взрослым после того, как дети с помощью заместителей изобразят соответствующую ситуацию. Потом детям предлагается по этим рисункам рассказать сказку. Если дети путают последовательность рисунков, то можно лишние прикрывать листом бумаги, оставляя открытым только тот рисунок, по которому они должны рассказывать в данный момент. Данное задание не предусматривает дословный пересказ. Оно направлено на то, чтобы научить детей воспринимать и передавать общий смысл прочитанной сказки, выделять основные происходящие в ней события.

 

 

 

 

 

Разыгрывание, «конспектирование» и рассказывание сказки «Маша и медведь».

 

 

Постепенно дети учатся соотносить два вида деятельности (изображаемая и изображающая, моделируемая и моделирующая), рассматривать и использовать одну из них как копию или заместитель другой. У детей появляется возможность придумывать собственные истории, рассказы, сказки, то есть в работу включается воображение.

Полученные детьми умения наглядного моделирования могут совершенствоваться педагогами при ознакомлении с художественной литературой. В старшем дошкольном возрасте дети, прослушав небольшую историю с четким сюжетным делением, самостоятельно, каждый на своем листочке строят наглядную модель услышанного. Самостоятельное построение моделей приведет к переходу действий моделирования во внутренний план и проявится в умении детей использовать модельные представления при пересказе услышанного и при сочинении собственных историй.

Работа  по сочинению рассказов и сказок состоит в том, что дети сочиняют какую-нибудь историю на заданную тему (например, про медвежонка, который искал друзей, и т. п.). Сначала они должны зарисовать модель-замысел своей истории (каждый индивидуально), а затем, пользуясь своей моделью, рассказать придуманное.

Параллельно с формированием способности к наглядному моделированию при ознакомлении с детской художественной литературой проводятся игры, игровые упражнения и задания, включённые в другие виды детской деятельности, для совершенствования полученных умений и навыков.

Системная работа по формированию действий наглядного моделирования у детей дошкольного возраста способствует качественному изменению уровня умственного развития детей, помогает раскрыть интеллектуальный потенциал каждого ребенка. Наглядная модель может быть использована как средство перевода детей от решения задачи в наглядно-действенном плане к ее решению в наглядно-образном плане. С помощью наглядного моделирования создаются предпосылки для развития начал абстрактно-логического мышления.

Наглядное моделирование может пробудить имеющиеся у интеллектуально одарённых детей задатки, помочь заметить их проявление, обеспечить своевременное успешное прохождение первых этапов развития способностей и одаренности.  Приобретенные в дошкольный период умственные способности будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте — в школе. Метод наглядного моделирования поможет ребенку зрительно представить такие абстрактные понятия, как звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними.

 

Литература

  • Борисенко М. Г. Лукина Н. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2-3 лет. — СПб.: Паритет, 2006. — 80 с. + цв. вкл.
  • Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 3-4 лет. — СПб.: Паритет, 2006. -112 с. + цв. вкл.
  • Венгер Л. А. Про трех котят. Наглядное моделирование. Для детей 2-4 лет. — М.: Карапуз, 2010
  • Венгер Л. Угадай, как нас зовут: Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста Венгер Л. Угадай, как нас зовут. – М.: «Просвещение»,1994.
  • Касабуцкий, Н.Н. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Н.Н. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев, А.А. Столяр, Т.М. Чеботаревская: под общ.ред. А.А. Столяра. — Москва: Изд-во «Просвещение», 1991
  • Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – М.: Гном – Пресс, 2004.
  • http://psychlib.ru/mgppu/VRp-1986/RPV-001.

 

Приложение

 

Пример игрового сеанса

Тема. Читаем и показываем сказку «Пузырь, Соломинка и Лапоть»

(средняя группа)

 

Задачи.

  • Учить к описанному персонажу подбирать заместители по определенному признаку.
  • Обучать детей умению подбирать нужное по смыслу слово и заканчивать фразу, начатую взрослым.
  • Вырабатывать у детей учебные навыки (умение отвечать на вопросы, слушать ответы других, не перебивать говорящего)
  • Развивать умение вслушиваться в речь взрослого.
  • Развивать внимание, воображение и мышление.
  • Совершенствовать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
  • Расширять словарный запас, развивать фонематический слух и звукопроизносительные навыки, дыхание
  • Закреплять счетные навыки.

 

Материал. Конверт с текстом сказки и иллюстрациями; 3 листочка бумаги с графиче­ским заданием «Узнай по контуру» (заместители героев), простой карандаш  на каждого ребёнка.

Предварительная работа. Чтение сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть», рассматривание иллюстраций, беседа.

 

Ход.

  1. I. Вводная часть
  2. Приветствие. Дети держатся за руки, по кругу называют свои имена ласково. В конце все поднимают руки вверх и говорят: «Доброе утро, всем нам!»
  3. Организационный момент. Детям предлагается отправиться в сказочное путешествие на «поезде». Попросите детей-пассажиров занять свои места и отправляйтесь в путь (дети идут за взрослым паровозиком). Остановитесь около стульчиков, объявив: «Остановка «Сказочная», всех пассажиров прошу покинуть вагоны». Предложите детям сесть на стульчики.
  4. II. Основная
  5. Введение в тему занятия. На «Сказочной остановке» я нашла конверт. Хотите посмотреть, что там?

        Взрослый достаёт из конверта листок с текстом сказки и иллюстрации к ней.

  1. Чтение сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть». Одновременно выставляются иллюстрации к ней.

Пузырь, Соломинка и Лапоть

Жили-были Пузырь, Соломинка и Лапоть; пошли они в лес дрова рубить, дошли до реки и не знают: как через реку перейти? Лапоть говорит Пузырю:

   — Пузырь, давай на тебе переплывем?

        — Нет, Лапоть, пусть лучше Соломинка перетянется с берега на берег, а мы перейдем по ней.

        Соломинка перетянулась; Лапоть пошел по ней, она и переломилась. Лапоть упал в воду, а Пузырь хохотал, хохотал… Да и лопнул…

  1. Игровое упражнение «Запомни и повтори». Предложите детям вслед за вами еще раз назвать всех героев сказки. Предупредите, что надо внимательно слушать и запоминать поря­док слов. Затем произнесите цепочку слов: «Пузырь, Соломинка, Лапоть» и од­новременно загибайте пальцы на правой руке. После этого предложите детям хором повторить те же слова, загибая палец на каждое слово. Сколько всего героев? Предложите найти цифру 3.
  2. Беседа «Подумай и ответь». Задайте детям вопросы по содержанию сказки.

Кто пошел в лес дрова рубить?

Что им помешало идти дальше?

Что сказал Лапоть Пузырю?

Согласился ли Пузырь перевезти друзей на другой берег?

Как ты думаешь, почему Пузырь не захотел этого сделать?

Что предложил Пузырь?

Согласилась Соломинка? Как ты думаешь, почему она согласилась?

Кто первым пошел по Соломинке?

Что случилось с Соломинкой? Почему она переломилась?

Что делал Пузырь, когда его друзья попали в беду?

Что случилось с Пузырем, когда он хохотал?

Если бы твои друзья попали в беду, ты бы стал смеяться над ними? А что бы ты сделал?

Как бы ты посоветовал путешественникам перебраться через реку? (Пере­плыть на Лапте или срубить дерево и сделать мост.)

  1. Игровое упражнение «Закончи фразу». Предложите детям закончить высказывания.

Произнося фразу, показывайте соответствующие фигурки героев сказки. Если дети не мо­гут подобрать подходящего слова, то после паузы, обозначенной в тексте много­точием, договорите фразу сами, давая образец ответа.

Пузырь толстый., а Соломинка какая? (Тонкая.)

Пузырь легкий, а Лапоть… (тяжелый).

Соломинка высокая, а Лапоть… (низкий).

Лапоть овальный, а Пузырь… (круглый).

Соломинка смелая, а Пузырь… (трусливый, пугливый).

Лапоть сплели, а Пузырь… (надули, выдули).

Соломинка сломалась, а Пузырь… (лопнул).

  1. Пантомима. Предложите всем детям превра­титься в героев сказки и изобразить каждого из них. (Для этого дети встают). Продемонстрируйте детям артикуля­ционные позы и общие движения:

— Пузырь — надуть щеки; поста­вить руки на пояс.

— Соломинка — втянуть щеки; вытянуться всем телом, для этого встать на цы­почки и поднять руки вверх.

— Лапоть — открыть рот, сложить губы воронкой, как при длительном про­изнесении звука [о]; опустить руки вниз и переплести пальцы обеих рук.

Когда дети научатся изображать персонажей сказки, предложите малышам показать каждого из них в следующем порядке: Пузырь, Лапоть, Соломинка, Лапоть, Пузырь, Соломинка, Лапоть.

После выполнения пантомимы предложите детям сесть за столы.

  1. Игровое упражнение «Узнай по контуру». Выдайте каждому ребенку по листу бумаги с графиче­ским заданием «Узнай по контуру». Предложите детям обвести фи­гуры и спросите, кого из героев сказки напоминает каждая из них. Уточните на­звания фигур: круг, прямая линия, овал.

 

 

 

  1. Повторное чтение сказки с установкой на использование заместителей героев.
  2. Подвижная игра «Пузырь». Предложите детям сыграть в подвижную иг­ру — показать, как раздувается мыльный пузырь. Для этого встаньте вместе с детьми в круг и возьмитесь за руки и произнесите слова:

Раздувайся пузырь,

Раздувайся большой,

Да не лопайся.

При этом пятьтесь спиной, расходясь как можно шире и образуя большой круг. Затем остановитесь и длительно произносите звук [с] (пузырь надувается). Затем начинайте сходиться к центру круга и произносите слова:

Пузырь лопнул —

Ой-ой-ой,

А ведь был такой большой.

Подойдя к центру круга, остановитесь и длительно произносите звук [ш] (из пузыря выходит воздух). Повторите игру несколько раз.

III. Заключительная

  1. Подведение итогов. Дать положительную оценку работы детей.
  2. Прощание

 

Pin It on Pinterest

Shares