СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ОДИН ИЗ КРЕАТИВНЫХ МЕТОДОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Чеботова Мария Владимировна

воспитатель

МБДОУ Комсомольский д/с «Ромашка»,

п. Комсомольск, Тисульский р-он,

Кемеровская область

mariya-chebotova@mail.ru

 

Не бойся сказок. Бойся лжи.
А сказка? Сказка не обманет.
Ребёнку сказку расскажи —
На свете правды больше станет.

Валентин Берестов

 

 

 

 

 

 

 Скачать Конспект: word

 

 

Есть еще немало людей, у которых термин "Сказкотерапия" вызывает улыбку и отношение как к "детскому" методу, но, познакомившись со сказкотерапией поближе, изменяют свое мнение. Сказкотерапия самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из самых молодых в современной научной практике.

Методом сказкотерапии меня заинтересовал еще, будучи студентом, Южно – Российского Гуманитарного института. И придя на должность психолога в детский сад, я получила возможность применить на практике свои знания.

В разработку научных основ сказкотерапии внесла большой вклад Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. Ей принадлежит одно из ключевых определений понятия «сказкотерапия». Ученый определяет, что сказкотерапия – это лечение сказками, т. е. совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.

Сказкотерапия — один из эффективных методов работы с детьми, испытывающих эмоциональные и поведенческие затруднения. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей разных возрастов. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми, тревожными детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями, энурезами и т.д. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.

Начав свою профессиональную деятельность в детском саду «Солнышко» было проведено анкетирование родителей, которое называется «Скорая» помощь в воспитании и развитии детей». Целью данной анкеты является выявление специфики трудностей, которые возникают у родителей при воспитании и развитии детей. По результатам родительского анкетирования я поняла — вот она первая ступенька в использовании на практике метода сказкотерапии. По моему мнению, для решения этих задач именно метод сказкотерапии будет идеальным. Так как это метод для дошкольников – современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей. Сказка – лож, да в ней намек, добрым молодцам — урок! Это выражение знакомо каждому человеку с детства. Сказка – это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок.

В своей работе с помощью сказкотерапии я преследую следующие цели: развитие гармонизации чувств у детей; формирование способности рефлектировать свои чувства, формирование эмпатии, формирование положительного эмоционального фона, ощущения комфортности, защищенности, принятия ответственности за свой выбор и действия «я несу ответственность за свои действия и за то, что происходит со мной», способностей контактировать с другими детьми; развитие сенситивности к процессу преодоления трудностей.

Учитывая вышесказанное, передо мной встал ряд разносторонних задач: профилактика и коррекция негативных тенденций социального развития дошкольников, формирование представлений дошкольника о жизненных явлениях и социальных нормах, научить определению модели поведения и нахождения выхода из проблемной ситуации, обогащение внутреннего мира детей, развитие речи.

И так что же такое сказкотерапия?

Первые научные теории, посвященные проблеме сказок, относятся к XVIII веку. Речь идет не только о собирательстве фольклорных сказок, предпринятом братьями Гримм, но и о попытках интерпретаций их содержания (И.И.Винкельман, И.Г.Гаман, И.Г.Гердер, К.Ф.Моритц и др.). Сказку, как отражение глубинной психики человека исследовали такие психологи, как Фромм, Берн, Беттельхейн, Юнг и др. Это направление разрабатывалось отечественными педагогами и психологами Выгодским, Элькониным, Осориной, Проппом, Гнездиловым и др. Свое окончательное оформление в виде психолого-педагогической технологии "Комплексная сказкотерапия" получила в работе Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой – доктора психологических наук, ректора Института сказкотерапии.

Рассмотрим типологию сказок, предложенную Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой.

Художественные сказки (народные и авторские). К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории — это сказки, мифы, притчи. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты. Художественные сказки создавались не для психологического консультирования, но успешно применяются в этой области специалистами-педагогами, психологами и библиотекарями.

Дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» обучающего и учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, возникает сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний.

Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе позитивных моделей взаимоотношений с другими людьми, развития личностного ресурса. Главное назначение медитативных сказок — сообщение позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. В медитативных сказках, как правило, нет сюжета, отсутствуют конфликты и злые герои, чтобы мыслительная деятельность ребенка отдыхала, а работало только воображение. Медитация подразумевает полное погружение в процесс слушания через положительные зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и тактильно-кинестические образы. Психотерапевтические сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны, — со стороны жизни духа. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют ребенка с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста ребёнка.

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11–13 лет) и проблематике (неадекватное, неэффективное поведение).

Рассмотрим некоторые методы работы со сказкой, как метода психокоррекции, на которые я опираюсь в своей работе с дошкольниками.

I. Анализ сказки. Использование данного метода учит думать, разбираться в скрытых механизмах происходящего, абстрагироваться от поверхностных смыслов, дает возможность высказаться и быть услышанным. Метод заключается в том, что после прочтения сказки предлагается обсудить ее сюжет по заданным вопросам.

Формула для составления вопросов следующая:

1) что и почему происходит? О чем эта сказка? Чему она учит? Отчего герой совершал те или иные поступки? и т.д.

2) что было бы, если…? Что могло бы произойти, если бы герой выбрал другой путь? Что было бы, если бы в сказке были одни плохие герои? и т.д.

3) Что в этой сказке похоже на нашу жизнь?

II. Сказочные задачи. Сказочные задачи дают возможность рассмотреть явление со множества сторон, служат для нахождения нескольких решений внутренних проблем и разрешений различных жизненных ситуаций. Сказочные задачи можно придумать самим или предложить уже готовые, например: в сказке царевна-несмеяна ставится задача – почему царевна не хотела смеяться и что надо сделать, чтобы ее рассмешить. Ребенок высказывает свою проблему, а придумывая способ как рассмешить, находит выход для себя. Таким образом, процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка и адаптирует к ситуации, а мне позволяет диагностировать и корректировать психологические проблемы.

III. Рассказывание сказки.

Используя этот метод я решаю следующие задачи:

выявление актуальной проблематики ребенка; развитие речи, памяти, внимания, фантазии, воображения, умения слушать другого.

Метод основан на том, что либо рассказчик сознательно расставляет акценты с целью развития сознания, либо рассказчик бессознательно снижает акценты в сказочных ситуациях, что помогает понять причины своих затруднений, осознать проблему.

Приемы используемые мной при рассказывании сказок различны это:

1) рассказчик педагог от 3 лица – группе детей

2) рассказчик педагог – одному ребенку

3) рассказывание известной сказки группой детей по кругу

4) рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения

5) рассказчик педагог от первого лица – группе детей

6) рассказывание сказки от 1 лица детьми

7) рассказывание сказки от имени различных персонажей.

При приеме«рассказчик педагог – одному ребенку» я применяю в своей практике персонализированные сказки. Это сказки, в которых сам ребенок главный герой. Для усиления эффекта сказкотерапии я использую куклы – рукавички(Мишка – сказочник, собачка). Этот прием усиливает воспитательное воздействие, поскольку беседы идут не от взрослого человека, а от любимого «друга».Дети, разговаривают с ними, устраивают всевозможные представления, да и в их волшебном кармане всегда может оказаться какая – либо волшебная вещь.

IV. Сочинение сказки.

Сочинение волшебной сказки помогает рассмотреть одно и то же явление с разных сторон, проиграть многие модели поведения и найти выход, может корректировать неадекватное поведение детей. Сказка может сочиняться устно, с использованием игрушки, быть нарисованной отдельно каждым ребенком или в группе. Примерная схема, используемая при сочинении сказок:

  1. Выбор главного героя

  2. Создание места, в котором приятно находиться герою

  3. Выбор и описание родителей или друзей главного героя (если они есть)

  4. Описание любимых и не любимых занятий главного героя

  5. Рассказ о главной мечте (желании) героя

  6. Рассказ о препятствиях и трудностях на пути к мечте (кто противостоял герою? Каким образом? Кто и как помогал герою или он сам справился со своими трудностями?)

  7. Завершение сказки (осуществилась ли мечта героя?)

При проведении данной работы я использую карточки разработанные Ириной Васильевой из серии Волшебный сундучок «Сказочные герои», «Волшебные существа», а так же карточки Марии Лебедевой «Азбука развития эмоций ребенка». Так же при сочинении сказок в помощь ребенку предлагается пальчиковый театр, что способствует преодолению психологических барьеров.

Одна и та же сказка по-разному влияет на каждого ребенка, каждый находит в ней что-то свое, актуальное для него, созвучное его проблемам. Практика показывает, что у благополучных, «беспроблемных» детей терапевтическая сказка часто не находит эмоционального отклика и воспринимается просто как интересная история, не приводящая к изменениям в поведении ребенка.

В связи с вышесказанным и опираясь на данные мониторинга состояния эмоциональной сферы детей за 2012-2013 уч. год, учитывая пожелания педагогов и родителей, а также по результатам тестов «Рука» Вагнера, «Рисунок семьи», «Несуществующее животное», теста тревожности Р.Тэммла, М.Дорки и В.Анена и других методик.Я посчитала необходимым остановиться на двух различных подходах к сказкотерапии, которые отличаются, с одной стороны, по степени индивидуализации используемых психотерапевтических сказок, а с другой — степенью директивности применяемого подхода.

Директивная (направленная) и недирективная (ненаправленная) формы психотерапии отличаются функцией и ролью психолога в работе с ребенком. При директивном подходе я как психолог — главное лицо, активно участвующеев процессе сказкотерапии, задающее темы занятий, при этом внимательно наблюдаю за поведением ребенка и интерпретирую его реакции, строя все свое дальнейшее поведение на основе этих наблюдений. Используемые здесь психотерапевтические метафоры подбираются и создаются индивидуально для каждого ребенка в соответствии с его проблемами и целями работы. Одним из свидетельств директивности подхода является то, что в процессе своей работы необходимо следить за всеми изменениями, происходящими с ребенком, включая малейшие изменения мимики и пантомимики, и строит свою дальнейшую работу в соответствии с его реакцией.

Другой подход, используемый мною в сказкотерапии считается менее директивным, поскольку он исходит из представления о том, что каждый ребенок является уникальной личностью, обладающей своими особенностями восприятия мира, и поэтому главная цель сказкотерапии — помочь ребенку выявить и осознать свои проблемы и показать некоторые пути их решения. В данном случае создаётся особая атмосфера эмоционального принятия ребенка, где поддерживается все позитивное, доброе, что у него есть; признается право ребенка на любые чувства, однако, предъявляются социальные требования к проявлению этих чувств (например, вводится правило не драться). Сказкотерапия в рамках этого направления проводится в форме групповых занятий с 3-6-ю детьми в течение одного-двух месяцев. При этом сказки создаются для всей группы в целом, поскольку считается, что каждый ребенок не похож на другого и воспринимает сказку по-своему, беря из нее только то, что актуально для него, созвучно его проблемам.

Следует отметить, что предварительная психологическая диагностика и специальный подбор детей в группу необходима по ряду причин. Во-первых, существует ряд детских проблем, для решения которых групповая работа малоэффективна и даже нежелательна на первых порах. Поэтому с детьми крайне агрессивными, эгоцентричными, конкурирующими со своими братьями и сестрами или же с детьми, переживающими сильный стресс, кризис лучше работать индивидуально. Напротив, для детей замкнутых, малообщительных, пассивных, не владеющих элементарными навыками общения, или же для детей с нарушениями поведения, контролируемой агрессией, с заниженной самооценкой, тревожных детей проведение пробной формы групповой работы полезно и дает хорошие результаты. Во-вторых, проведение предварительной диагностики необходимо для подбора оптимального состава группы, где дети сочетались бы по принципу дополнения, (т.е. с противоположными синдромами), что обеспечивает более успешную идентификацию с альтернативным образцом поведения. Кроме того, предварительная диагностика позволяет выявить круг проблем у детей, участвующих в группе, и подобрать максимально «эффективные» сказки и игры. В связи с этим необходимо отметить, что очень часто в рамках этого направления на одном занятии сочетаются сказкотерапия, игротерапия и арт-терапия.

План проведения таких занятий может быть произвольным. Однако, для своей работы я предпочитаю опираться на план предложенный Д.Т. Зинкевич-Евстигнеевой.

Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия

Этап

Назначение

Содержание этапа

1. Ритуал «входа» в сказку

Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку.

Коллективное упражнение. Например, взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу или передают друг другу мячик илисовершается иное «сплачивающее» действие.

2. Повторение

Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились.

Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз и пр.

3. Расширение

Расширить представления ребенка о чем-либо.

Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из сказки и пр.

4. Закрепление

Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка.

Ведущий проводит игры, позволяющие детям пробрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения и др.

5. Интеграция

Связать новый опыт с реальной жизнью.

Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что пробрели сегодня.

6. Резюмирование

Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся.

Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт.

7. Ритуал «выхода» из сказки

Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде.

Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением. Ведущий говорит: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему научились». Ребята протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди.

 

Справедливости ради хочется добавить, что приведенные эти два различных подхода не имеют на практике столь явного разграничения и используются в комбинированном виде.

Так же крайне необходима параллельная работа с родителями. Родителям предлагаются консультации об индивидуальных особенностях их детей, секреты и «законы» воспитания ребенка, даются рекомендации как себя вести в той или иной ситуации, проводятся беседы. Также использую притчи и сказки для родителей.

По моему мнению, сказка эффективна при работе с детьми потому что:

Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что ребенок так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Так же привлекательность сказок для психотерапии, психокоррекции и развития личности ребенка, достоинство сказок заключаются в следующем:

Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений.

Неопределенность места действия главного героя.

Образность языка. Кладезь мудрости. Метафоричность языка.

Победа Добра. Психологическая защищенность.

Наличие Тайны и Волшебства.

Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки — это намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. В сказке никто не учит ребенка «жить правильно». События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире.

Признак настоящей сказки — хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.

Воспитание сказкой – прочный фундамент успеха во взрослой жизни!

На данный момент все поставленные мной цели не достигнуты и работа с детьми продолжается. Но уже видна перспектива эффективности метода. Дети, с которыми проводится работа стали более доброжелательными, активными, научились менее эмоционально воспринимать неудачи. Наблюдаются изменения в межличностных отношениях с взрослыми и сверстниками.

В дальнейшем я планирую, долгосрочный проект по сказкотерапии, где будет группа не только детская, но и родительская.

 

 

 

×

Pin It on Pinterest

Shares